11 окт. 2018 г.

КРЫМ – 2018. О несказанном


Данная статья завершает цикл «Звуковых заметок» из похода по Крыму. Немного общей информации, о филд-рекординге в автономном походе, о технике и проблемах. Выводы и размышления по завершении.


Во второй половине апреля – начале мая я совершил пешее одиночное путешествие по Крыму. В общей сложности я прошел около 250 км за 14 дней. Каждую ночь я ночевал в палатке на природе. Дважды заходил в населенные пункты за продуктами. Можно было и полностью находиться в автономке, но в условиях Крыма это не имело никакого смысла.

Не могу сказать, что это был тяжелый поход, но в то же время и легкой прогулкой он тоже не был. Моей целью было не просто пройти определенным маршрутом, посмотреть красивые места и побыть в единении с природой, я хотел УСЛЫШАТЬ природу Крыма, и по возможности сделать интересные аудиозаписи.

Готовиться к этому походу я стал года два назад. Я собирал информацию, намечал точки маршрута, и самое главное, пытался разузнать где, когда и что можно услышать в Крыму. Так определился маршрут проходящий через степи, леса, и захватывающий два моря: Азовское и Чёрное. Поход я запланировал на весну, время, когда можно услышать особое буйство голосов природы. За основу трека я взял маршрут Большой Крымской Тропы, проект который уже несколько лет развивают энтузиасты. Большая Крымская проходит от Керчи до Севастополя, и протяженность её около 400 км. Изначально я так и планировал поход от Керчи и до Севастополя, но в процессе решил оставить последнюю часть от Ангарского перевала до Балаклавы на следующий раз, а это ещё около 200 км.


Чтобы иметь возможность записывать звуки в пути мне пришлось нести около 6 кг оборудования. Рюкзак в итоге весил где-то между 20 -25 кг.

Основной элемент в звукозаписи — это конечно микрофон. Полевые условия предъявляют к микрофонам особые требования. Во-первых, это работа в условиях повышенной влажности. При переходах от дня к ночи, когда быстро меняется температура воздуха, при заморозках, в условиях, когда несколько дней идёт дождь, или просто на берегу моря, образуется конденсат который сильно затрудняет, а подчас делает невозможной работу конденсаторных студийных микрофонов. Во-вторых, микрофон должен иметь очень низкий собственный шум, чтобы иметь возможность передать все нюансы тихих атмосферных звуков, или в ситуации, когда нет возможности близко подойти к источнику звука и запись приходиться вести издалека. Например, если в студийных условиях микрофон с уровнем эквивалентного звукового давления, обусловленным собственным шумом в 18 дБА справляется с большинством задач на ура, то в полевых условиях такой микрофон становиться практически неприменим, т.е. тихие звуки просто потонут в собственных шумах микрофона. Микрофоны, которые соответствуют этим двум основным критериям существуют, но цены на такие устройства совсем не демократичные. Я пока не имею в своем арсенале хороших микрофонов для полевых записей, поэтому использую обычные студийные конденсаторные микрофоны. Это сильно ограничивает мои возможности, но лучше использовать то что есть, чем сидеть и ждать, когда появится возможность использовать дорогостоящее оборудование. Если идти в выбранном направлении не сворачивая, то возможности рано или поздно появятся, а вот опыт и знания нарабатываются долго и медленно в течении многих лет.

В поход я взял две стереопары конденсаторных микрофонов: SAUND BM-882m и Октава МК-012. Это микрофоны российского производства, SAUND делают в Таганроге, а Октаву в Туле. SAUND я использовал как основную стереопару, т.к. собственный шум у него 13 дБА, а с этим уже можно работать. Но в целом SAUND конечно проигрывает Октаве по звуку, недаром Октава МК-012 стал уже легендарным микрофоном, и не только в России. И в студийных условиях я бы однозначно выбрал Октаву, но у нее шум 18 дБА и это очень плохо для филдрекординга. Поэтому Октава была запасным вариантом, на случай если SAUNDу совсем станет плохо в полевых условиях. Один раз у меня возникали проблемы с SAUNDом, но на следующий день всё вернулось в норму, и в целом они отработали хорошо, а учитывая их смешную цену, вполне годный вариант. Но тут надо уточнить, что в заведомо безнадежных ситуациях я их даже не доставал, для таких случаев я использовал маленькие электретные микрофоны Luhd PM-01AB Stereo Microphone (подобные микрофоны можно сделать и самому используя Primo EM172 Microphone Capsule). Такие микрофоны не чувствительны к погодным условиям, поэтому иметь при себе этих «малышей» необходимо всегда. По звуку они проигрывают конденсаторным, но учитывая 14-15 дБА собственного шума, это очень хорошая штука, и я всегда беру их с собой.


Ещё одной важной характеристикой микрофона является направленность. Круговая характеристика направленности более предпочтительна для полевых записей, за исключением каких-то особых случаев, когда нужно записать что-то конкретное. Круг дает более естественное, более «открытое» звучание. Сказанное относиться к стерео записи двумя микрофонами по системе ORTF или AB, именно такие конфигурации я предпочитаю использовать. Мои микрофоны имели следующие характеристики направленности: SAUND – кардиоида, Октава – круг, Luhd – круг.

Все микрофоны имели ветрозащиту, с конденсаторными использовалась Rycote softie, с электретниками самодельная ветрозащита типа цепелина.


Ещё у меня было два гидрофона AQUARIAN H2A с 15 метровым кабелем каждый. Весят прилично, но я всё-таки тащил их чтобы иметь возможность послушать и записать дельфинов. И ещё я их опускал в грязевые вулканы.

Конденсаторные микрофоны подключались в микрофонный предусилитель Sound Device MixPreD, а затем из предусилителя линейный сигнал писался в аудио рекордер Zoom H4n. Электретники я подключал напрямую к Zoom H4n во вход с Plug-in Power питанием.

Ещё у меня был второй аудио рекордер Tascam DR 100 mkII. Его я брал для использования на воде с гидрофонами. Чтобы в каяке на волнах не создавать громоздкую схему из предусилителя и рекордера, я подключал гидрофоны напрямую в микрофонные входы Tascam DR 100 mkII. Преды в Tascam не плохие, но хуже, чем у Sound Device, и на порядок лучше, чем в Zoom-eZoom H4n отвратительное фантомное питание). Но в Tascam DR 100 mkII отсутствует Plug-in Power питание, поэтому пришлось брать с собой и Zoom. Линейные же входа Tascam и Zoom одинаковые, по крайней мере я разницы не ощущаю.

Микрофоны я размещал на очень легком китайском штативе (600 г) со стерео планкой и антивибрационными подвесами.

Очень важный момент – электропитание для устройств. У меня было 2 Power Bank-а по 20 000 мАч, и ещё аккумуляторов типа АА на 20 000 мАч. Плюс аккумуляторы для фотика и батарейки для фонаря. Это было очень тяжело! Но, зато я не испытывал недостатка в электроэнергии и не боялся что не смогу что-то записать потому что сели аккумуляторы.
Для мониторинга аудио сигнала я использовал наушники Sony MDR-7506. На мой взгляд - это лучшие наушники для филдрекординга.


Теперь от техники к психологии. Наверно со стороны это выглядит интригующе, вот идет человек по красивым местам, достает из рюкзака микрофоны, настраивает их, нажимает кнопку REC, и пишет птичек, зверей, голоса природных стихий. Романтика, блин! Но на самом деле это тяжелая работа. Нужно постоянно себя пинать и мотивировать вылезать на холод и ветер из теплого спальника, или сидеть в сырости и ждать непонятно чего, рано вставать и поздно ложиться, и т.д. Это всё при постоянной фоновой физической усталости. На вторую неделю трекинга к физической усталости добавляется психологическая, когда хочется махнуть на всё рукой: - да ладно, в другой раз! Нужно научиться давать самому себе «волшебный пендаль», иначе позже будет только уныние и разочарование.

Доволен ли я этим походом? Да, безусловно! И я уже начинаю думать над следующим крымским маршрутом.


КРЫМ – 2018 Звуковые заметки - 1
КРЫМ – 2018 Звуковые заметки - 2
КРЫМ – 2018 Звуковые заметки - 3
КРЫМ – 2018 Звуковые заметки - 4
КРЫМ – 2018 Звуковые заметки - 5
КРЫМ – 2018 Звуковые заметки – 6
КРЫМ – 2018 Звуковые заметки – 7
КРЫМ – 2018 Звуковые заметки – 8
КРЫМ – 2018 Звуковые заметки – 9
КРЫМ – 2018 Звуковые заметки – 10

Комментариев нет:

Отправить комментарий